Региональная инновационная площадка
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 16.05.2016 года №1443 «Информационно-методический центр» Фрунзенского района признан экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга по теме «Создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты инновационной деятельности представлены на городской конкурс инновационных продуктов «Петербургская школа 2020»
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
|
|
|
Продукты ОЭР
|
1. Электронная база данных «Инклюзия»
2. Программа повышения квалификации «Разработка и реализация программно-методических комплексов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
3. Электронный УМК курса повышения квалификации педагогов, обучающих детей с ОВЗ по программе «Разработка и реализация программно-методических комплексов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
4. Программа повышения квалификации «Профессиональная ИКТ – компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Создание электронных образовательных материалов» (включает 3 модуля)
5. Электронный УМК курса повышения квалификации педагогов, обучающих детей с ОВЗ по программе «Профессиональная ИКТ – компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Создание электронных образовательных материалов»
6. Интегрированная платформа для создания, апробации, продвижения программно-методических и учебно-дидактических разработок для обучения детей с ОВЗ
Интернет-портал «Центр дистанционной поддержки повышения квалификации педагогов»
|
|
|
Актуальность темы экспериментальной площадки
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вступившего в действие с 1 сентября 2016 года, дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в инклюзивной образовательной среде. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и мнения родителей (законных представителей). В связи с этим в сферу профессиональной компетенции педагога, работающего в общеобразовательной организации, входит новый круг задач, обеспечивающих развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта ОЭР
Разработка программно-методических комплексов, включающих коррекционные курсы, методические разработки по сопровождению коррекционных курсов и диагностические материалы для мониторинга достижений обучающихся при реализации программ коррекционных курсов для использования в условиях инклюзии.
Задачи проекта ОЭР
- Разработка и апробация программно-методических комплексов, включающих программы коррекционных курсов, методические разработки по сопровождению коррекционных курсов, диагностические материалы для мониторинга достижений обучающихся при реализации программ коррекционных курсов в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- Создание системы организационно-методической работы по подготовке общеобразовательных организаций к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в районе;
- Проектирование и организация работы кластерной сетевой педагогической мастерской, как инструмента объединения усилий, накопленного опыта, мастерства педагогов, обучающих детей с ОВЗ из разных ОУ района, специалистов службы сопровождения, специалистов коррекционной педагогики и психологии из других организаций, специалистов ЦПММС и «ИМЦ» в условиях многозадачности;
- Разработка и реализация программ курсов повышения квалификации педагогов, проводимых в очном, дистанционном и смешенном режиме (с учетом потребностей целевой аудитории):
«Программно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработка и реализация»;
«Профессиональная ИКТ – компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Создание электронных образовательных материалов»;
- Разработка электронных УМК для указанных программ повышения квалификации педагогов;
- Организация единого информационно-образовательного пространства для сетевого взаимодействия и повышения квалификации участников педагогической мастерской и для педагогов ОУ района, обучающих детей с ОВЗ;
- Организация сетевых ресурсов и технического оснащения для реализации взаимодействия участников сетевой педагогической мастерской.
Проект представлен:
На Петербургском образовательном форуме. Тема выступления «Инновационные подходы к организационно-методической работе по подготовке общеобразовательных организаций к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии»
На I региональной научно-практической конференции «Дистанционное обучение: реалии и перспективы». Тема выступления «Модель повышения квалификации педагогических работников на основе дистанционного обучения»
На городской научно-практической конференции «Инновационные формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями в обучении, организованной в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Тема выступления «Инновационные подходы к организационно-методической работе по повышению квалификации педагогов в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Одной из форм реализации проекта является
сетевая педагогическая мастерская
С января 2017 года в нашем районе начала работу педагогическая мастерская. Работа мастерской направлена на реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для участников педагогической мастерской организованы:
- курсы повышения квалификации
- постоянно действующий семинар
- видеоконференции со специалистами
- сетевое взаимодействие
Стать участником мастерской возможно!
Для этого нужно только
НОВОСТИ
На прошедшем 2 июня 2018 года образовательном форуме "Особый форум: развитие специального образования в ленинградской области" в докладе пленарного заседания кандидата педагогических наук, доцента кафедры РГПУ им. Герцена Кудриной Светланы Владимировны на тему «Специальные условия организации образования для детей с умственной отсталостью» был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
29 мая 2018 года на заключительном методическом совете были представлены результаты деятельности ОЭП за прошедший учебный год.
28 мая 2018 года образовательные учреждения Фрунзенского района приступили к ежегодному заполнению автоматизированной базы данных "Инклюзия".
10 мая 2018 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Метод морфологического анализа на уроке информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
3 мая 2018 года руководители всех методических объединений педагогов Фрунзенского района приступили к анализу работы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проделанной в течение учебного года. Результаты анализа будут представлены на сайте.
12 марта 2018 года кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры олигофренопедагогики РГПУ имени А.И. Герцена Кудриной Светланой Владимировной проведено занятие для методистов «ИМЦ» в рамках постоянно-действующего семинара по теме «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
7 февраля 2018 года в ИМЦ состоялись первые в этом году рабочие встречи творческих групп ГБОУ СОШ № 448 и ГБОУ СОШ № 312, входящих в состав сетевой педагогической мастерской. В ходе дискуссий были определены задачи на текущий год, утвержден план их реализации.
19 декабря 2017 года
электронный кабинет "Образование детей с ОВЗ" пополнен методическими рекомендациями по вопросам обучения детей с расстройствами аутистического спектра - «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра», «Психолого-педагогическое сопроводение обучающихся с расстройствами аутистического спектра», «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра» под общей ред. Хаустова А.В.:
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/ovzmenu/42-ovzkategory/331-ovzmetod.
11 декабря 2017 года
электронный кабинет "Образование детей с ОВЗ" пополнен консультациями методистов-участников "Педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ", раскрывающими проблемные вопросы работы с такими детьми в различных предметных областях:
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/ovzmenu.
30 ноября 2017 года завершилась организованная участниками районной сетевой творческой группы "Педагогическая мастерская по обучению детей с ОВЗ" декада открытых уроков для педагогов работающих с детьми с ОВЗ.
27 ноября 2017 года
состоялось занятие постоянно-действующего семинара по теме «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» для методистов-участников "Педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ". Тему семинара - "Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР, ОУ, РАС, СДВГ" осветила кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики РГПУ имени А.И. Герцена Кудрина Светлана Владимировна. С материалами можно ознакомиться по ссылке -
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/ovzmenu/42-ovzkategory/406-post-ovz
23 ноября 2017 года
состоялось итоговое занятие второй подгруппы участников сетевой педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ. На заседании проведён подробный анализ разработанных членами рабочей группы продуктов, определены материалы для публикации:
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/mk/41-kopilka/ovz.
16 ноября 2017 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялся круглый стол по результатам первого этапа работы городских опытно-экспериментальных площадок по теме "Создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". На мероприятии был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе».
13 ноября 2017 года началась организованная участниками районной сетевой творческой группы "Педагогическая мастерская по обучению детей с ОВЗ" декада открытых уроков для педагогов работающих с детьми с ОВЗ.
10 ноября 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликованы статьи по темам "Применение деятельностного подхода с использованием дидактических раздаточных материалов на уроках физики при работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья" и "Современная система образования и обучение детей с ОВЗ":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
7 ноября 2017 года вторая подгруппа участников «Педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ» приступила к освоению выбранного учебного модуля «Создание дистанционных курсов на платформе Moodle» по программе «Профессиональная ИКТ-компетентность педагога в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Создание электронных образовательных материалов».
2 ноября 2017 года прошло собрание участников сетевой педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ. На заседании бы проведён подробный анализ разработанных членами мастерской продуктов, определены материалы для публикации в районной методической копилке. Также участниками мастерской была проведена общественно-профессиональная экспертиза разработанного в рамках проекта программного приложения "Электронная база данных "ИНКЛЮЗИЯ".
1 ноября 2017 года
в "ИМЦ" проведён городской семинар по теме "Инновационные подходы к повышению квалификации педагогических работников в области образования детей с ОВЗ". На мероприятии присутствовали методисты городского учебно-методического объединения по работе с классными руководителями, ответственные за обучение детей с ОВЗ от образовательных учреждений района, а также педагоги района, обучающие детей с ОВЗ. Присутствующим был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе. Поддержка инклюзивного образования». С материалами семинара можно ознакомиться по ссылке:
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/conferenciayseminar/47-fjsnjkvne/konfsem17-18/441-inpodhod17
1 ноября 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы ГБДОУ детского сада №65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
31 октября 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Музыкально-игровые занятия как форма организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
23 октября 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
17 октября 2017 года первая подгруппа участников «Педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ» приступила к освоению выбранного учебного модуля «Создание мультимедийных образовательных продуктов с учётом особенностей развития познавательной сферы детей с ОВЗ» по программе «Профессиональная ИКТ-компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Создание электронных образовательных материалов».
16 октября 2017 года состоялась очередная встреча методистов «ИМЦ» в рамках постоянно-действующего семинара по теме «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». На практико-ориентированном занятии методисты, при помощи технологии СДО Moodle, начали создание дистанционных консультаций по обучению детей с ОВЗ в сферах своих предметных областей.
09 октября 2017 года для методистов «ИМЦ» проведена консультация по подготовке и оформлению материалов-продуктов деятельности методических объединений района в рамках работы городской опытно-экспериментальной площадки по теме «Создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
03 октября 2017 года
в электронном кабинете «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» интернет-портала Центр дистанционной поддержки повышения квалификации педагогов Фрунзенского района открыт новый раздел «Консультации для педагогов по обучению детей с ОВЗ», в котором опубликована дистанционная образовательная консультация «Психологическая компетентность учителя»:
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/ovzmenu
27 сентября 2017 года среди участников «Педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ» в целях организации второго этапа обучения проведён онлайн-опрос по распределению на наиболее приоритетные для них направленности учебных модулей курсов повышения квалификации по программе «Профессиональная ИКТ-компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Создание электронных образовательных материалов».
18 сентября 2017 года кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры олигофренопедагогики РГПУ имени А.И. Герцена Кудриной Светланой Владимировной проведено занятие для методистов «ИМЦ» в рамках постоянно-действующего семинара по теме «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
11 сентября 2017 года на методическом совете были утверждены планы работы для каждого методического объединения района по реализации задач опытно-экспериментальной площадки «ИМЦ» на 2017-2018 учебный год. Принят график реализации мероприятий плана, а также формы отчётности по проведённой работе.
1 сентября 2017 года педагоги сетевой педагогической мастерской по обучению детей с ОВЗ приступили к апробации программ коррекционных курсов для детей с ОВЗ. Данные программы являлись итоговым продуктом курса повышения квалификации участников педагогической мастерской по теме «Разработка и реализация программно-методических комплексов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
29 августа 2017 года
рубрика "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" пополнена методическими рекомендациями по развитию интереса к чтению у первоклассников с ЗПР
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
24 августа 2017 года
раздел нормативных документов электронного кабинета "ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ" Центра дистанционной поддержки повышения квалификации педагогов пополнен инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования»
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/ovzmenu/42-ovzkategory/330-ovznpa
15 августа 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликованы статьи на тему обучения математике учащихся с ОВЗ:
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
11.08.2017 г.
электронный кабинет "ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ" интернет-портала "Центр дистанционной поддержки повышения квалификации педагогов ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
пополнен полезными ссылками на:
1. Интернет-ресурс для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
http://www.apkpro.ru/profsoobschestvo_auth.html
2. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
http://ege.pskgu.ru/
3. УМК для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями от издательства "Просвещение"
Скачать презентацию
22 мая 2017 года
состоялась первая встреча методистов «ИМЦ» в рамках постоянно-действующего семинара по теме «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Занятие проводила кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики РГПУ имени А.И. Герцена Кудрина Светлана Владимировна. С материалами можно ознакомиться по ссылке -
https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/ovzmenu/42-ovzkategory/406-post-ovz
На прошедшей в Санкт-Петербурге 19-20 мая 2017 года II международной научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении» в секционном выступлении с докладом на тему «Особенности организационно-методической работы по развитию системы инклюзивного образования во Фрунзенском районе» был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе».
18 мая 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Особенности организационно-методической работы по повышению квалификации педагогов в целях разработки новых форм поддержки творческого развития, успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
17 мая 2017 года завершилось обучение педагогической мастерской на курсе повышения квалификации по теме «Разработка и реализация программно-методических комплексов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». После торжественного вручения удостоверений проведено первое организационное собрание членов методического объединения, на котором были определены основные направления его деятельности, а также составлен план работы Педагогической мастерской на будущий учебный год.
15 мая 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Роль мини-проектов при обучении информационным технологиям учащихся с ограниченными возможностями здоровья":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
04 мая 2017 года в рубрике "Инновационная деятельность" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья об инновационном сетевом проекте по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе (ссылка —
https://edu-frn.spb.ru/smi/20/), а также в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" — статья о приемах работы с детьми ОВЗ на уроках информатики и статья на тему "Дистанционный урок как форма обучения детей с ОВЗ в рамках информационно-образовательной среды школы" (ссылка —
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/).
С 20 апреля 2017 года руководители всех методических объединений педагогов Фрунзенского района анализируют работу по реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проделанную в течение учебного года. Результаты анализа будут представлены на сайте.
18 апреля 2017 года образовательным учреждениям Фрунзенского района впервые предложена к заполнению автоматизированная база данных "Инклюзия". Закрытая автоматизированная база данных «Инклюзия» даёт возможность:
— собрать сведения о специалистах, педагогах, опыте работы и проблемах каждого ОУ;
— на основе анализа собранных данных планировать работу по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в соответствии с потребностями ОУ района;
— направить усилия на решение выявленных проблем.
17 апреля 2017 года
в рубрике "Обучаем детей с ОВЗ" электронного СМИ "Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район" опубликована статья на тему "Роль эффективного применения психолого-педагогических технологий в работе с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи":
https://edu-frn.spb.ru/smi/24/
13 апреля 2017 года в ГБОУ СОШ № 182 состоялся городской семинар "Педагогика поддержки - основа деятельности классного руководителя". На семинаре был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе».
7 апреля 2017 года в ГБДОУ Детский сад № 83 состоялся городской практико-ориентированный семинар «Инклюзия: миф или реальность», на котором был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе».
На прошедшей в Санкт-Петербурге 29-31 марта 2017 года VIII всероссийской конференции с международным участием "Информационные технологии для Новой школы" в рамках VIII Петербургского Международного Образовательного Форума в секционном выступлении с докладом на тему "Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ" был представлен инновационный сетевой проект «Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ во Фрунзенском районе».
13 марта 2017 года участники сетевой педагогической мастерской начали обучение по программе повышения квалификации "Разработка и реализация программно-методических комплексов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ". Обучение осуществляется с использованием дистанционного курса на платформе Moodle. Курс разработан совместно с кафедрой олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Инновационный опыт работы «ИМЦ»